Официально с 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчёта утилизационного сбора для физических лиц.
Реформа, заявленная как «экологическая мера», на деле создаёт дополнительное финансовое давление на покупателей автомобилей, усложняет процесс растаможки и повышает издержки импортеров.
Мы считаем введение новой системы расчёта утильсбора ошибочным и несвоевременным решением, которое негативно скажется как на потребителях, так и на рынке в целом.
Реформа утильсбора для физлиц — шаг назад под видом экологических инициатив
Официально с 1 декабря 2025 года вступают в силу новые правила расчёта утилизационного сбора для физических лиц.
Реформа, заявленная как «экологическая мера», на деле создаёт дополнительное финансовое давление на покупателей автомобилей, усложняет процесс растаможки и повышает издержки импортеров.
Мы считаем введение новой системы расчёта утильсбора ошибочным и несвоевременным решением, которое негативно скажется как на потребителях, так и на рынке в целом.
1. Что меняется с 1 декабря 2025 года
- Вводится новая методика расчёта утилизационного сбора: теперь сумма будет зависеть не только от объёма двигателя, но и от мощности (в лошадиных силах).
- Для автомобилей мощностью свыше 160 л.с. применяется повышающий коэффициент, близкий к коммерческим ставкам.
- Для физлиц, приобретающих автомобили с мощностью до 160 л.с., сохраняются прежние (льготные) ставки.
- Первоначальная дата введения — 1 ноября 2025 года — перенесена на 1 декабря 2025, что не меняет сути нововведения, а лишь отсрочивает последствия.
2. Оценка ситуации: почему это решение вызывает обеспокоенность
С нашей точки зрения, данная реформа не решает заявленных задач.
Она не стимулирует обновление автопарка, а лишь искусственно ограничивает выбор потребителя.
Основные проблемы:
- Удар по массовому сегменту.
Современные двигатели с турбонаддувом при объёме 1,5–2,0 литра часто выдают более 160 л.с.
Таким образом, даже автомобили среднего класса фактически приравниваются к «премиуму» по ставке утильсбора. - Рост стоимости новых автомобилей.
Увеличение утильсбора автоматически повышает розничную цену.
Это приведёт к падению спроса и сокращению доступных моделей на рынке. - Снижение привлекательности официального импорта.
Дополнительная нагрузка толкнёт покупателей в сторону серых схем ввоза и вторичного рынка. - Административные риски.
Нечёткие переходные положения по «дате оплаты» и «дате растаможки» создают почву для споров между физлицами и таможенными органами.
3. Позиция нашей компании
Мы выступаем за прозрачные, предсказуемые и экономически обоснованные механизмы регулирования.
Введение коэффициентов по мощности без учёта экологического класса и реального состояния автомобиля — фискальная мера, не имеющая прямой связи с охраной окружающей среды.
Мы считаем необходимым:
- пересмотреть методику расчёта;
- установить реальные критерии экологической оценки (а не формальные пороги мощности);
- исключить из-под действия повышенных ставок автомобили, приобретаемые физлицами для личного пользования;
- разработать механизм борьбы с недобросовестными продавцами, которые импортируют автомобили под видом личного пользования, но при этом продают их, не оплачивая коммерческий утильсбор (это один из критериев ввода нового утильсбора для физлиц, озвученный министром Минпроторга Алехановым Антоном Андреевичем).
4. Автомобили, не подпадающие под повышенный утильсбор
(ориентировочный список моделей с мощностью до 160 л.с.)
Ниже представлен широкий перечень моделей, которые в базовых или массовых версиях оснащаются двигателями мощностью до 160 л.с.
Этот список носит справочный характер и помогает покупателям ориентироваться при планировании покупки до и после 1 декабря 2025 года.
Японские бренды
Toyota
Yaris, Corolla, Corolla Cross, Prius, Camry (2.0/150 л.с.), RAV4 (2.0/149 л.с.)
Nissan
Almera, Micra, Sentra, Qashqai (1.3/150 л.с.), X-Trail (2.0/144 л.с.)
Honda
Jazz, Fit, Civic (1.5/150 л.с.), HR-V (1.5/130 л.с.)
Mazda
Mazda 2, Mazda 3 (1.5–2.0 до 150 л.с.), CX-3, CX-30
Mitsubishi
ASX (1.6–150 л.с.), Outlander (2.0/146 л.с.), Eclipse Cross (1.5/150 л.с.)
Subaru
Impreza (1.6/114 л.с.), XV (1.6/114 л.с.)
Suzuki
Swift, Vitara (1.6/117 л.с.), SX4, Jimny (1.5/102 л.с.)
Корейские бренды
Kia
Picanto, Rio, Ceed (1.6/128 л.с.), Cerato, Seltos (1.6/123 л.с.), Soul, Stonic
Hyundai
Solaris (1.6/123 л.с.), Creta (1.6/121 л.с.), Tucson (2.0/150 л.с.), Elantra, i30
Genesis
G70 (2.0/160 л.с. — в базовых версиях)
Немецкие бренды
Volkswagen
Polo (1.6/110 л.с.), Golf (1.4 TSI/150 л.с.), Taos (1.4/150 л.с.)
Skoda
Rapid (1.6/110 л.с.), Octavia (1.4/150 л.с.), Karoq (1.4/150 л.с.)
Opel
Astra (1.4/140 л.с.), Mokka (1.2/130 л.с.), Corsa
BMW
1-Series (1.5/140 л.с.), 2-Series (1.5/136 л.с.)
Audi
A1, A3 (1.5/150 л.с.)
Mercedes-Benz
A-Class (A180 — 136 л.с.), B-Class (B180 — 136 л.с.)
Французские бренды
Renault
Logan, Sandero, Duster (1.6/117 л.с.), Arkana (1.3/150 л.с.)
Peugeot
208, 308, 2008, 3008 (1.2/130 л.с.)
Citroën
C3, C4, C5 Aircross (1.2/130 л.с.)
Итальянские бренды
Fiat
Panda, Tipo, 500, 500X (1.0/120 л.с.)
Китайские бренды
Chery
Tiggo 4, Tiggo 7, Tiggo 8 (1.5/147 л.с.)
Geely
Coolray (1.5/150 л.с.), Atlas (2.0/140 л.с.), Emgrand (1.5/114 л.с.)
Haval
Jolion (1.5/143 л.с.), F7 (1.5/150 л.с.)
Exeed
LX (1.5/147 л.с.)
Omoda
C5 (1.5/147 л.с.)
Американские бренды (европейские спецификации)
Ford
Fiesta (1.0/125 л.с.), Focus (1.5/150 л.с.), Ecosport (1.0/125 л.с.)
Chevrolet
Aveo, Tracker (1.4/140 л.с.), Spark
Электромобили (по эквивалентной мощности до 160 л.с.)
Nissan Leaf, Renault Zoe, BYD Dolphin, Ora 03, Volkswagen ID.2, MG4, Geely Geometry E
5. Рекомендации клиентам
- При выборе автомобиля уточняйте мощность двигателя по ПТС.
- Если мощность до 160 л.с., утильсбор останется в пределах текущих льготных ставок.
- Для автомобилей свыше 160 л.с. ожидается резкое увеличение утильсбора.
- Рекомендуем оформить сделки до 1 декабря 2025 года, чтобы зафиксировать старые условия.
- При заказе за границей — храните подтверждение даты оплаты, чтобы избежать спорных ситуаций.
6. Итоговая оценка
Мы считаем, что новая редакция утильсбора в текущем виде создаёт избыточную нагрузку на физических лиц и искажает рыночные механизмы.
Вместо стимулирования экологичных технологий, государство фактически вводит дополнительный налог на автомобили средней мощности.
Мы поддерживаем идею модернизации автопарка, но требуем взвешенного подхода, при котором интересы граждан будут учтены не меньше, чем интересы бюджета.
Хотите точно рассчитать утильсбор и понять, как новые правила повлияют на покупку вашего авто? Мы поможем!
Обратитесь по контактам ниже — специалисты компании проведут детальный расчёт и помогут оформить заказ автомобиля напрямую из Японии, Кореи или Китая по лучшим условиям.
WhatsApp: +7 (999) 058-58-76
Telegram: +7 (999) 058-58-76
А также заходите в наши соцсети для ознакомления с нашей работой, будем рады подписке!
Telegram: t.me/genixauto
ВКонтакте: vk.com/genixauto
YouTube: www.youtube.com/@genixautoru
Поделиться статьей
Другие статьи
Схема работы
Кейсы
в социальных сетях
Яндекс и 2ГИС



























































































